Родословная Приазовья. |
В октябре-ноябре 2007 года бердянцы готовятся торжественно и достойно отметить знаменательную дату в своей истории – 180-летие со дня императорского Указа об учреждении государственной судовой пристани, которая в последующем стала морским торговым портом Бердянск. Ноябрь 1827 определил современную судьбу нашего города-красавца на берегу Азовского моря, стал датой его официального рождения. Но мы не должны забывать, что наш воистину благословенный берег был обитаемым и в более давние времена. Поэтому и нет на всей Земле морского берега, который был бы так трогательно и нежно описан отцом истории Геродотом более двух тысяч лет тому назад в бессмертной своей «Истории-Мельпомене». Вдоль нашего берега пролегала Северная дорога Великого Шелкового пути. На нашем Азовском берегу, у устья Дона, на правом берегу древнего Танаиса «чертили» древние границу Европы. На левом берегу Дона совсем недавно, вплоть до конца XVIII века, уже Азия была! У устья Тихого Дона в далекие века Европа только начиналась! Восточные же берега седого Азова, Керченского пролива (Боспора Киммерийского), нынешнего Босфора (Боспора Фракийского) и левый берег Дона были Азией. Наше маленькое Азовское море вплоть до конца XVIII века официально два материка «умудрялось» омывать! – Фрагмент карты Николаса Виссхера(Пискатора), изданной в Амстердаме в 1660 году.
Морем двух материков было наше море. Евразийским морем! Это поздние “географы”, которым захотелось в Европе тоже пожить, передвинули границу Европы от Дона к Уральскому хребту. Некоторые горячие головы ныне еще дальше пошли! Они границу Европы уже у Курильской гряды рисуют! Глядишь, от Азии ничего и не останется… Станет Азия Атлантидой, исчезнувшей с географических карт. Вдоль нашего Азовского берега шли в Европу народы обретать европейскую родину в века Великого переселения народов. Вдоль нашей красавицы Берды(Hypakiris, Gipakiris, Гип-Агары, Heap-Ager, Heap-Agger, Гипакары, Гипагары, Гипагира, Гип-Агары, знаменитой Агары), от ее устья у синего «СуВорого» - Азовского-Меотиды-Palvs Meotis-Mare delle Zabacl-Meotis palus моря к ее верховью шел в древние времена чумацкий шлях «КолоБерды» - «Калиберда» (коло, около, вдоль Берды). Он соединял Южную Европу через знаменитый «Муравский» шлях с северными территориями. В средние века все северное Приазовье Торговой Землей называлось – «Dove e terra di trafico» - страной Манзи-Амазонией. Вдоль нашего Азовского берега до XIV века четыре десятка торговых городов располагалось! Эти города(Sulinca, S.Georgo, GoJpo, Combra, Polonixi, Paparoma, Cibarda, PiJut…) на картах еще в XVII – XVIII вв. картографы изображали. Не знали поздние картографы, что самаркандский тиран Тимур Тамерлан(1336-1405) не только блистательную столицу Золотой Орды - город Сарай-Берке уничтожил в конце ΧIV века, в 1396 году в отместку за ее Европейский выбор(!), за строительство величественных христианских храмов, но и стер с лица Земли все европейские города Приазовья - Crimea Seu и Восточной Таврики – Taurica - ныне Крыма! Жестоко разгромил тогда грозный Тимур и армию “двухвекторного” «евразийского» Тохтамыша близ нынешней Москвы. Того самого, который в 1380 году на приазовской Калке уничтожил “евроодновекторного” Мамая. История нашей земли – неотъемлемая часть героической казацкой истории! Вдоль нашей Берды в XVII – XVIII вв. располагалась казацкая Засечная линия. Хорошо известно, “что запорожцы, которым царская власть запрещала любые взаимоотношения с другими районами Левобережной Украины, основные усилия направляли на освоение северного побережья Азовского моря, поскольку торговля рыбой, солью не только обеспечивала их продуктами питания, но и позволяла получать определенные прибыли для обновления военного снаряжения и «державотворчих» нужд. И не удивительно, что их рыболовецкие артели продвигались все дальше восточнее и достигли в начале 40 гг. XVIII века Ейской косы”. Поэтому и посвятил немало строк, страниц своего Великого «Літопису України» Самійло Величко (родился около 1670 г. – умер после 1728 г.) нашей реке «Берде» и «Бердовским»(!) казакам. И «Літопис» этот должен стать нашей настольной исторической книгой. Вот эти Летописные строки*: “…Року від розподілу стихії 7194, а від сповиття плащаницею дитяти, що небо хмарами повиває(тобто від Різдва Христова), 1685 року... … З Переяславля, 12 червня 1685 року. Того-таки літа, було воно сухе, вродилося дуже багато, більше, як у минулі літа, солі в Бердах і Молочних. А оскільки з Кримом був мир, то по неї ходили пречисленні табори і вибрати її всю так і не змогли. …З Батурина, 23 квітня 1694 року». Після таких недобрих звісток із Криму бойовий невістюх і макіавель Мазепа, розгнівавшись на кримських татар і на татар азовських, які зі свояками своїми донськими в минулі часи нашкодили в найближчих від Дону слобідських містечках, а в Бердах і Молочних багатьох козаків по-зрадницькому загорнули в полон, виправив був до Азова для помсти азовським бусурманам тих християнських кривд полки Гадяцький та Полтавський, також і компанійський Ростковського і сердюцький Кожуховського. Але ті полковники начебто через незадоволення в товаристві (як вимовлялися перед гетьманом) від нестачі харчів чи через страх який не заходили в дальні польові місця, а, підігнувши хвости, повернули назад від Довгої (йдеться про річку Довгу, ліву притоку ріки Куцої Берденки ). ….Низове Запорозьке військо мало того літа певну щасливу військову перемогу, бо воно хоч і лишалося з Кримом у мирі (як було сказано вище), однак, шкодуючи за своїми братами, забраними в полон через азовців у Бердах і Молочних, око за око помстилися кримським бусурманам, бо човнами прокралися Кінською і Дніпром повз Аслам-Кермен і пливли в Очаківський лиман, та й пристали тими човнами до кримського берега, де, висівши з човнів, спалили і внівець обернули кільканадцять татарських сіл у Криму, що були неподалець від берега (Це сталося в липні 1694 р., після того, як кошовим на Запоріжжі, скинувши С. Рубана, обрали Шерпила)”…А вот строки из строки из Архива министерства иностранных дел (Крымские дела, 1692 г., св.79а, № 4) с которыми можно познакомиться в 3 томе «Истории запорожских казаков». Д.И Яворницького: “…По другим указаниям, присяга состоялась на том, чтобы запорожцам идти с татарами сперва на Муравский шлях и под слободы, потом под Самарь, Вольное и Орлик, "гдъ засажены государскіе люди", затем под реки Орель, Ворсклу, Псел и Мерлу к малороссийским и великороссийским городкам, снести и разорить города по Псел-реку, как в прежние времена бывало; города по Орели, Ворскле и у Днепра отдать татарам. Для того похода кошевой соберет войско с Берды и Молочной, и когда оно прийдет, то он, в случае ему самому нельзя будет выйти в поход, даст войску бунчук, литавры и знамя. А когда приедут козаки и татары в великороссийские и малороссийские города, то везде разошлют народу "прелестные" листы с тем, чтобы народ выбил московских людей, знатных панов, арендарей; после того одних подклонят под меч, других перегонят за Днепр и осадят ими города. На той присяге Петрика выбрали гетманом, Бузского полтавским, Сысу переяславским полковниками. В случае если запорожцы окажутся ненадежными, то татары сделают только "забъги" под города и потом вернутся в Крым”…Так сталось, что непростая героическая история нашей земли была неудобной и для прошлых правителей и осталась таковой для некоторых руководителей нынешних. Поэтому мы часто не знаем о себе то, что европейскому просвещенному миру хорошо давно известно. Мы, к примеру, немало знаем о Великих путешествиях великого норвежского путешественника Тура Хейердала на «Кон-Тики»(1947 года), на «Ра»(1969 года), на «Ра-2»(1970 года), на Тигрисе(1977 года), но совершенно ничего не знаем о его последнем Великом путешествии в 2001 году к берегам древней Меотиды – к нашему Азовскому морю. И последнюю книгу легендарного путешественника «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» мы не спешим прочитать. А ведь это не только норвежская история! Это наша европейская история! На бердянских исполкомовских «порталах» не ленятся сообщать к месту и не к месту, когда наш азовский берег стал российским, но не пишут, когда берег этот стал, и когда перестал быть «Руським». В местных изданиях нередко можно прочитать “исторические” “открытия” “краеведов”, что на берегах Азова никогда не жили украинцы-малороссы. Не устают писать здешние “ученые” и “любители”, что вроде бы никогда не было в наших приазовских местах казаков. Нередко “местные-здешние” “историки” представляют запорожских казаков полными трусливыми полудурками, которых душили-мучили в османских «Задунаях», даже, какие-то “безобидные, миролюбивые казаки-некрасовцы”, но забывают сообщить доверчивым читателям, что “безобидные некрасовцы” были свирепо-отпетыми псами-церберами, мамлюками Блистательной Османской Порты, в сравнении с которыми все крымские татары вместе взятые были христианскими ангелами хранителями-спасителями! Мы совершенно не знаем о существовании административно-территориального деления в годы Украинской Народной Республики (Закон УНР від 2-4.3.1918 про адміністративно-територіальний поділ України), в соответствии с которым Бердянск стал тогда столицей Запоріжжя (Запорожской земли). А ведь в правительстве УНР были всемирно известные историки! И они хорошо представляли, что такое Запорожье, какие Земли можно называть Запорожскими и может ли город в устье Берды, наш Бердянск(!) быть столицей Запорожья! Не был в те годы еще заштатный городок Александровск городом Запорожьем, и не объявили его еще официально-монопольным центром “запорожского казачества”. Мы, похоже, не знаем, что Европа готовится в ближайшие годы увидеть на выставках исторические экспонаты с Украины, посвященные древней Скифии, Великому переселению народов, героической истории запорожского казачества! Организация этих выставок является предметом внимания посольства Германии в Украине и лично Господина Посла Германии в Украине Райнхарда Шеферса (Reinhard Schaefers). "В Германии все еще немного знают об Украине", - говорит Господин Посол. И не дай бог, в Германии узнают, что мы сами о себе мало что знаем и еще меньше хотим знать! Узнают, что мы Иваны без всякого родства. И как мы будем выглядеть тогда на нашей “территории не только без НАТО, но и без исторических корней… ”, если об уроженце меотидских берегов Ахилле, об Алтаре скифского бога войны Ареса в отрогах нашей Берды(Hypakiris, Gipakiris, Гип-Агары, Heap-Ager, Heap-Agger, Гипакары, Гипагары, Гипагира, Гип-Агары, знаменитой Агары, КолоБерды, Каяла Берты, Каялы Берт, Каменистой Берты, Великой Берды, Береки?) на вершине каменной могилы “Острой”, о короле древних викингов Одине с берегов Меотиды, о средневековой торговой славе Приазовья-Амазонии, об истории Бердовского(!) казачества, о несостоявшейся столице Запорожья на Берде мы впервые от просвещенных немцев и норвежцев узнаем? Может быть, европейцы нас и к каменному Поклонному Кресту, - к памятнику Руським(!) и Половецким воинам, павшим в печально знаменитой битве с монголо-татарами “на реке Калка” 30 мая 1223 года у Бердовских(!) Каменных Могил приведут? И мы только тогда узнаем и прочитаем, что там написано: “Путник, мы здесь лежим, честно сложив свои головы за Веру и Отечество. Помяни нас, Господи, во царствии Твоем”… *P.S. Для регистрации официальной даты рождения города Москвы в 1147 году оказалось достаточным шести слов приглашения Владимиро-Суздальским князем Юрием Долгоруким князя Святослава: "приди ко мне брате в Московь”…в Ипатьевской летописи (списке) XV века обнаруженных. |